И тайна, и бездна, и
тайна бездны, и бездна тайн - все манит, соблазняет, растворяет, поглощает,
обессиливает, обманывает. За радужным покровом Майи, за цветением Флоры, за
лаской Матери и нежными объятиями Венеры - ужас смерти и разложения. От него
бегут, его заклинают, его, наконец, воспевают, чтобы хоть как-то от него
избавиться. Еще Платон, не в силах справиться с гайной Афродиты, поделил богиню
на народную дикую и непредсказуемую Пандемос и небесную правильную («ручную»
Уранию. Сходную операцию до него провел вавилонский герой Мардук, разделивший
Тиамат («божественную мать») диаметром (диа-метр - букв, «через мать») на
верхние и нижние воды. Тема дракона великой матери, представляющего ее темный
аспект, силы хаоса, всепоглощающую бездну, из глубины веков протянется к
Бахофену, Фрейду, Юнгу и их последователям, которые, каждый по своему, будут
трактовать конфликты детской души в период становления. Универсальный сюжет
героического посвящения свяжет праисторию (падение матриархата), волшебную
сказку (борьба героя с драконом и освобождение анимы-девы) и психологию
взросления сознания как в его коллективной, так и в индивидуальной форме. Но
подаренная психоаналитиками свобода в эпоху постмодерна натолкнется на стойкое
сопротивление бизнеса, все более и более уходящего в сферу символического
обмена (Бодрийяр). Психоаналитики лечат - бизнес калечит. В товарах
повседневного спроса, гигиены и продуктах питания, равно и в предметах роскоши,
модной одежде и аксессуарах, - во всем, что относится или может быть насильно
отнесено к инструментам соблазна и завоеванию сердец противоположного пола,
теперь безраздельно господствует Афродита Пандемос. При этом она, подобно
Дафне, ускользает из объятий рассудка и порядка (Аполлон) или, сходно Аталанте,
бежит от разгоряченного объекта соблазна, чтобы настичь его (так!) и убить, или
же в облике Артемиды наказывает дерзкого Актеона, сидящего перед телевизором,
превращая его даже не в благородного оленя, а в расплывшегося в кресле жирного
борова - жертву иллюзий и калорий. Возможно, в современном мире единственные,
кто способен принять богиню во всех ее ипостасях, включая губительный, это
тантрики и другие поклонники Кали, изображающие ее с одинаковым почтением то в
виде прекрасной девы, то в виде отвратительной старухи, пожирающей внутренности
своих жертв. Но эти дети всеобщей матери не бегают за новыми коллекциями в
бутики и не обмениваются дресскодами на ярмарках тщеславия.