Принято считать, если художник изображает на
своих полотнах библейские или мифологические сюжеты, он символист. А знаменитый
художник - символичен в квадрате. Как бы не так - символический брэнд присвоить
можно, символы - нет. Можно тысячу раз написать, вылепить или высечь Давида, но
нужно быть Микеланджело, чтобы за безмятежной фигурой еврейского
юноши-пастуха, сразившего Голиафа, встал избранник, направляемый к царствованию
божественной волей. Как ни парадоксально на первый взгляд, но символы
благосклонны к гениям и... дуракам. Первые берут силой воззвания к покорившей
их душу музе, вторые затягивают ее внутренней пустотой. Эстетически результаты
их творчества несопоставимы, но эйдетически - вполне. А вот крепких профессионалов
символы не любят, как не любят и личных клейм. Чем меньше «я» художника - всех
этих эгоцентричных «я так вижу», «я так сделал» - тем больше символа. Чуткий
к традиции Г. И. Гурджиев вполне обоснованно провел демаркационную линию между
«субъективным» и «объективным» искусством. Первое, на его взгляд, не стоило и
крашеного под канарейку воробья.
Интересно, что похожие взгляды разделяли
идеологи «соцреализма» Красной Империи и мистики «крови и почвы» Третьего
рейха. В этих магических империях XX века обособленное
«искусство для искусства» не приветствовалось - как и все остальные проявления
человеческого гения, оно должно было просто служить режиму и всячески его
прославлять. Если же говорить о символах в свободном от «призыва» искусстве,
то стоит упомянуть европейский символизм XIX-XX вв.,
в предтечах коего числятся и титаны Возрождения: Леонардо, Микеланджело,
Дюрер, Босх, и пестрая смесь из ортодоксов, еретиков, реформаторов искусства
барокко и Нового времени: Караваджо, Тьеполо, Гойя, Блейк, особнякомстоят первые ныряльщики в символические глубины
повседневности Ватто и Вермер; также нельзя обойти молчанием и общепризнанных
мастеров мифологических сюжетов: Рубенса, Рембрандта, Давида и Пуссена, хотя в
их живописных мифических водах царит полное символическое безрыбье. Но
настоящий взрыв символизма случился, как ни странно, в холодной прагматичной
Англии. Созданное там в середине XIX века братство прерафаэлитов, «сбросив Рафаэля с парохода
современности», с талантом, трудолюбием и упорством, достойными восхищения,
особенно в лице своего лидера Данте Габриэла Россетти, сумело пробиться сквозь
толщу истории к горячим символическим источникам ближневосточных культов и
отыскать в священных дубовых рощах прохладные родники западного язычества.
Ведь по настоящему символическим искусство может стать только в том случае,
если оно тесно связано с мифом, лежащим в основе молодой и «горячей» религии,
которая по самому смыслу слова re-ligo (связывать) призвана наладить связь с горним миром, где и
происходят «мифические» события, а в некоторых случаях и с его антиподом,
миром хтоническим, где тоже, надо полагать, что-то происходит. Например, в
центре ада поджаривают-замораживают Люцифера. Таково искусство раннего
средневековья, высокой греческой классики и не менее Высокого Возрождения с
его новым богом - Человеком. Таковым стало, на первый взгляд, светское
искусство «серебряного века», наладившее связь с религиозным подпольем
Танатоса и Гадеса и до того заигравшееся с его владычицей Корой, этой «обратной
стороной девственной Луны» и темной сестрой вечной женственности, что упало
вместе со своими творцами в «прекрасную незнакомку», как в глухую бездну, и
пропало бы там, если бы охающих поэмами экстаза адептов не достала из этих
глубин мужицкая рука другой религии, скрытой до времени под личиной
богоборческого а-теизма. Но, как известно, «свято место пусто не бывает» - и
это не пошлая банальность, а точная энергетическая формула, своего рода
принцип Лагранжа в уравнении души. Никакого атеизма тонкая геометрия человека
не допускает, в том числе и геометрия «винтика» в общественной машине
тоталитаризма.
То, что XX в. был вообще богат на тоталитарность, символично само по себе,
ибо симультанный выход на поверхность сразу нескольких «зверей из бездны» говорит
о том, что эта мета- или, скорее, субфизическая сущность, увы, не старческая
фантазия патмосского визионера, а действенная и в дольнем мире сила. Но если
символизм нацистского и фашистского искусства тесно соединен с высказанным, в
том числе и лидерами движения, мифом, то советский миф был и во многом
остает-ся до сих пор укрыт толстым слоем атеистической трескотни и вульгарных
силлогизмов марксизма. Но именно это обстоятельство позволило открытым «заре
светлого будущего» творцам не иллюстрировать затертый от употребления миф, а
получить непосредственно из первоисточника картины Третьего Рая Красной Земли
Родины Матери. Правда, без подробных инструкций. Картины апофеозов и эпифаний,
экстазы и энтузи-азмы праздничных шествий, дендрофории и фаллофо-рии годичного
обрядового круга, гимны священному благодатному браку Родины Матери и Отца
народов, увенчанные славой обожествленные герои и их антиподы-супостаты,
подлые собаки и гиены, посланцы темных царств, лежащих за светлой ойкуменой
победившего социализма, - все эти архетипы теократических империй древнего
мира нашли свое выражение в советском искусстве под унылой маской
социалистического реализма. Богоподобные люди нового типа, «строители», борцы,
исполины и титаны, стахановцы и передовики, величественные красные валькирии
всех отраслей народного хозяйства составили новое святое воинство, избравшее
своими воплотителями таких мастеров, как Дейнека, Самохвалов, Герасимов,
Пименов, Корин, Бродский и др. одержимых «соцреалистов». Но если «избранные
Курсом» первопроходцы метафизической Красной Империи сами отправлялись за
пределы проявленного мира, то для масс эпифания приобретала более привычные и
отработанные еще с античных времен формы в виде храмов, идолов, икон, стражей
порога, фронтонных медуз и химер, служащих посадочными площадками для духов
Советов. Предполагалось, что привлеченный таким обилием временных жилищ Адам
Кадмон советской империи, небесный сын, жених и отец войдет в свои
бесчисленные дома, разбросанные по телу Родины Матери, сочетается с нею
священным браком по примеру древних царей и даст начало новому, неиспорченному,
рассветному и окончательному человечеству. Рассветное человечество уже успело
засвидетельствовать свой собственный закат, но следы его мифического марша в
грядущее не исчезли, и благодарные потомки когда-нибудь смогут оценить это
искусство правильно - как последнее вторжение сакрального расточительства в
экономию профанного мира.