Туфли, ботинки, сапоги.
Крылатые сандалии Гермеса, сделанные из золота, были символом магической силы.
Гомер называет их «амбросийными» т.е. вечными, свидетельствуя о
технологическом совершенстве «золотого века». Древние римляне щеголяли в обуви
с загнутыми носками - это было знаком свободы нравов. Римлянки
натягивали на пальцы ног что-то вроде наших перчаток - на каждый палец
отдельно. Греки начали первыми изготавливать обувь для правой и левой ноги.
При помощи крылатых сандалий ерсей путешествовал по воздуху. В эпоху
раннего христианства носили сандалии с открытым верхом, что соответствовало
консервативным взглядам в области взаимоотношений полов. В средние века, когда
свирепствовала инквизиция, стоило женщине появиться на высоких каблуках - ее
отправляли на костер. Башмаки с длинными носками ввел в моду граф Анжуйский -
чем длиннее носок, тем знатнее был человек.
У крупных феодалов длина
носка обуви достигала 60 см. В XV веке форма обуви стала
резко меняться. Появились широкие носки - 16 см. Их называли «медвежьей лапой»
или «бычьей мордой». Людовик XIV
был небольшого роста и, естественно, ввел в
моду высокие каблуки, которые также подчеркивали сексуальную привлекательность.
С его легкой ноги дворяне Европы и островной Англии стали носить туфли на
красных каблуках. Красный цвет в европейской традиции - грубая мужская
сила. Русские боярыни-модницы возвышались на каблуках, едва касаясь пальцами земли.
Венецианки в эпоху Возрождения носили высокие деревянные цоколи, с широкими
носами, но передвигаться в них могли только с чужой (мужской?) помощью, -
опираясь на сильную руку. Жители Голландии носили деревянную обувь
практически до второй мировой войны. Она называлась «кломпы» и ее
изготавливали из тополя или ивы. Каблук изменяет пропорцию ноги, удлиняет
голень, которая в восприятии становится значительней бедра. Знак «высокого
каблука» - воспоминание о совершенстве бега. «Лицо некрасивое, но зато каблуки
серебряные» так характеризовалась женская эротическая привлекательность. Недаром
существует французская поговорка, что «ноги - это лицо женщины». На то, что носили
под обувью - носки, гольфы, колготки -тоже перешла секс-атрибутика. Выражение
«он под каблуком у жены (женщины)» имеет глубокие корни. Говорят, что Ева соблазнила
Адама, став на высокие подпорки, то есть первокаблуки, которые были
высоки и по-змеиному тонки. С тех пор полюбили мужья жен на высоких каблуках,
так что по этой версии обувь стала символом не хождения, а соблазнения.
Однажды один дервиш
спросил у Ходжи Насреддина : «О мудрейший, ты знаешь все тайны рождения
и смерти. Но как родилась обувь и что такое женская узкая хищная
обувь?» Хаджа улыбнулся и сказал: «Это союз, это сладкая связь каблука и носка,
летящего стрелой вперед. Каблук - это зебб, фаллос мужа , а змеиный узкий носик
- это пещерка, элькес жены. Это вечное стремление канатика мужа за
гротом жены. И чем уже носок, тем выше власть удовольствия, и тем выше каблук.
Но я, пыльный и босой, любил стыдливых жен, пока мой каблук не стерся и не поник подо мной».
У каждого народа своя
обувь и свой знак носки. Североамериканские индейцы носили кожаные мокасины,
позволяющие иметь бесшумную походку для того, чтобы подкрадываться к дичи во
время охоты. Чукчи, живущие на русском Севере, носят опучи из оленьей кожи. На
эту обувь также переходит знак охоты. А в Южной Америке индейцы Боливии носят
абаркас. Это разновидность сандалий на деревянной подошве, им нет сноса на каменной
почве гор и при ходьбе они издают мелодичное постукивание. Деревянное
сабо носят французские крестьяне. В русских сказках башмачок красного цвета
расшит золотом.
Русские предпочитают
обувь из лыка -лапти. Связь хождения и еды демонстрирует поговорка «лаптем щи
хлебать».
На Руси существовало
эротическое гадание: надевали чулок на правую ногу и, ложась спать,
приговаривали: «Суженый, ряженый, приходи меня сегодня разувать». Кто во сне
придет - тот и мужем будет. Еще кидали башмачок за ворота. В какую
сторону упадет - с той стороны ожидай суженного.
Бубучи - туфли без
каблука и задников на Востоке - знак присутствия в доме мужчины-хозяина.
У древних иудеев вдова
должна была снять в присутствии старейших обувь с брата покойного мужа, если он
отказывался на ней жениться. В Уэльсе родственники невесты из окон выбрасы вали
все старые башмаки. Побывать в чужих башмаках - глубокая семантика носки. Для
англичан be
in somebody's shoes -идиома, имеющая
глубокие корни в симпатической магии, означает оказаться в том же положении,
что и хозяин обуви.
Обувь - знак классовой
принадлежности и стиля жизни, которую придает философия каблука и подошвы. У
древних греков подошва означала «носитель», «субстанция». Она многое может
рассказать о ваших мыслях. Ботинки могут стать и политическим символом.
Знаменитый жест Никиты Хрущева, когда он, стоя на трибуне ООН, стучал по ней
штиблетой - это знак не только Карибского кризиса, но и проявление агрессивной
сущности системы, которую строили кремлевские мечтатели. Известно, что башмак
исполнял даже функцию почтового ящика и был знаком почты. В эпоху великих географических
открытий, когда португальские мореходы ходили в Индию, огибая мыс Доброй
Надежды - южную оконечность Африки, - стало известно, что почту там оставляли
в большом каменном башмаке, который сохранился до сих пор.
Прозвище Гая Цезаря
Калигула (уменьшительное от cali-ga
) происходит от солдатских башмаков, которые он
носил в детстве, когда жил ребенком в лагерях среди солдат. Это прозвище стало
символом чрезмерного деспотизма и абсурдной нелепости с точки зрения здравого
смысла. Например, он хотел сделать консулом своего коня. Во времена
Шекспира желтые чулки на женщине были знаком властной любви и замужества.
Только в XVI
веке опять начали шить обувь для правой и левой
ноги, в России еще позже – в XIX
веке.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Услуги
Поделись ссылкой на эту страницу со своими друзьями