Дом, как и город -
чрезвычайно емкий космический символ. С одной стороны, дом строится как
уменьшенная модель вселенной; с другой стороны, с «пяти-оконным домом» или
«семивратным градом» иногда сравнивают человеческое тело, обладающее
пятью чувствами и семью отверстиями. И дом, и двор, и город символизируют
освоенное, покоренное, «одомашненное» пространство, где человек находится
в безопасности. Это место, где мы родились и куда мы возвращаемся из любых
странствий. Свой «дом» есть и у каждой астрологической планеты: у Солнца
- созвездие Льва, у Лупы созвездие Рака, и т. д.
Дом синонимичен Храму и
противопоставлен Дворцу, хотя дворец служит жилищем для людей, а в храме живут
лишь боги. Происходит это потому, что изначально, с древнейших времен, дом
мыслится как центр мира, святилище Рода, персонифицированного духами
предков. Б. А. Рыбаков, автор книги «Язычество Древней Руси», называет дом
«пунктом, где начиналось и кончалось каждое языческое священнодействие». И не
случайно один из главных Дворцов нашего времени называется Белым Домом.
Дом язычника непременно содержит в себе алтарьпредков, представленный в той или иной форме; на самых ранних
ступенях развития религии (как это Фможно видеть, в частности, у африканских
негров) функции алтаря выполняет очаг. Христианство окончательно разделяет очаг
и алтарь, заменяя последний иконостасом: так, в русской избе иконы и печь располагаются
в противоположных углах. Телевизор объединяет в себе функции очага и алтаря;
таким образом, очаг вновь воссоединяется с алтарем, что символизирует
архаизацию сознания современного человека и возрождение древнего язычества на
новом технологическом уровне.
Дом передается по
наследству и мыслится как символ рода. Именно в этом смысле Библия говорит о «доме
Израилевом» и «доме Иудином»; именно в этом смысле в геральдике употребляются
выражения типа «дом Габсбургов» или «дом Романовых». Фамильный герб или
домовой знак - непременное украшение фронтона дома в средневековой Европе -
имеет богатую историю, восходящую к древнейшим временам. Символика гербов
-хищные животные, оружие, щиты, доспехи, магическиезнаки - свидетельствует
о том, что изначально они служили не только символами рода, но и родовыми оберегами,
защищавшими дверь от вторжения всего злого. «Да не войдет сюда ничто дурное» -
такой лозунг можно было увидеть на дверях древнегреческих домов (в связи с чем
Диоген и спросил одного домохозяина: «А как же ты сам сюда войдешь?»).
Дверь и порог дома -
место перехода из защищенного пространства в незащищенное – также обладают богатой символикой и обрядовостью.
Каждая деталь дома
наделяется своим символическим значением: так, окна уподобляютсяглазами, а
наличники и ставни завершают это уподобление.Стены и крыша - символы
основной, т. е. защитной функции дома, в связи с чем они часто служит
синонимами понятия «дом» (например, в таких выражениях, как «иметь крышу над
головой» или «сидеть в четырех стенах»). Чердак - буферное пространство,
заполненное «отжившими» вещами, которые уже утратили сное значение и ненуждаются
в защите. В противоположность чердаку, подвал и погреб - места усиленной
защиты, хранилища запасов и тайн; их символика близка символикепещеры.
Разделение между
служебными и жилыми помещениями, особенно тщательно соблюдаемое в европейской
культуре (в частности, всеобщая нелюбовь к кухонным запахам, проникающим в
комнаты), напоминает об одной из основных особенностей этой культуры - разграничении
возвышенного и земного, плотского и духовного. Наличие в доме двух лестниц -
парадной и «черной» - знак социального разграничения входящих. И весьма
символично, что рабочие и крестьяне, совершившие социалистическую революцию,
таки не научились ходить через парадные двери, но наделили черный ход
функциями парадного. Таким образом, богатая символика дома обладаетвнутренним
единством и непротиворечивостью. Дом - защищенное место, центр родовой вселенной,
прирученный Космос. Но существуют и дома, которые не являются Домом; «ложность»
этих домов подчеркивается различными эпитетами. Таковы «желтый дом» (иначе
называемый «домом скорби»), «казенный дом» и, наконец, «вечный дом» из
четырех досок - место упокоенияи забвения.
В. К., Д.Г.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Услуги
Поделись ссылкой на эту страницу со своими друзьями