Символ
Статья, посвященная символу опубликована первой в «Энциклопедии Магии»
т. к. по мнению автора сайта символ имеет одно из ключевых значений в магии.
Определить символ нельзя. Его, как город, можно окружить армией
слов и дефиниций, можно сделать хронологические подкопы под его стены,
подтянуть осадные орудия анализа, послать депутацию синонимических лазутчиков,
переодетых мирными гражданами, и караван купцов с богатыми дарами аналогий, -
чтобы вином и подкупами выявить брешь в неприступной твердыне...
И, когда в полном соответствии с искусством взятия символических
крепостей осажденный город будет подвергнут решительному штурму, вдруг окажется,
что он целиком - вместе с жителями, гарнизоном и даже предателями переехал в
тыл осаждающим. И снова, в полном соответствии с осадными положениями
военно-символической науки, изобретут новые, более мощные стенобитные орудия,
отроют новые подкопы и зароют средства на подкупы. Для чего? Чтобы вся эта
армада в очередной раз оказалась в чистом поле, или того хуже - перед гладью
вод с ушедшим на дно Китежем?
Самый непроходимый лес -
лес символов. Порой из страха перед его пугающей темнотой о нем начисто забывают,
вплоть до того, что из-за деревьев значений не видят леса смысла. Наиболее
высокомерны по отношению к «детским» забавам с символами т.н. прагматики,
символы для них - очередной «опиум для народа». Правда, если такой прагматик
совершает деяния, сравнимые с подвигами Геракла, ради небольшого, покрытого
эмалью кусочка металла на лацкане пиджака, или рвется изо всех сил, наступая на
себя и окружающих, чтобы повесить в рамке над рабочим столом магический папирус-апотропей
с сигиллой местного божества, - не думайте, это и есть «чисто конкретное» дело
настоящего умеренно верующего материалиста. Совсем уж невменяемого поклонника «чисто
реальности» выводит на чистую воду простой опыт: нужно попросить его произвести
последовательность акустических колебаний средней громкости и частоты, не
могущих принести никакого вреда уху. Эти колебания, правда, должны быть модулированы
изречением, в котором высказывающимся описываются практические действия
определенного, весьма непечатного свойства, направленные на него самого. Если
читатель обладает достаточными средствами к самообороне, можно произвести эти
звуковые колебания самому, а потом, в перерыве между раундами, объяснить
контрсимволисту, что это всего лишь порицаемый им не-сущий символ, и
стоит ли он того, чтобы так рисковать своим сущим лицом. Если
вышесказанное следует отнести к вынужденной реакции прагматиков-опрощенцев,
апофатически доказующих торжество символизма, то порой можно наблюдать и прямые
действия этих не мудрствующих «реалистов», когда, скажем, рискуя сломать себе
шею, те пытаются повалить наземь тяжелую бронзовую отливку, стоящую на площади,
или с маниакальным упорством украшают автомобильную панель кусочками
раскрашенного дерева.
Символам в настоящее время
приходится жить в ироничном с точки зрения вечности контексте, при том, что все
возвышенные слова, сказанные о них адептами символизма прошлых веков, остаются
в силе. Посвятивший символу in
toto немало восторженных строк, поэт Вяч. Иванов
определял его так: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и
беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном
(иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое,
неадекватное внешнему слову». Как настоящий символист, поэт дал символу такое
определение, что оно лишь умножает неизвестные стороны определяемого. То, что
символ больше своей видимой и доступной органам чувств части, понятно и так. Он
и ключ к замку, и замок в двери и, наконец, сама дверь в иное. А быть может не
столько и дверь, сколько дверной проем в стене, отделяющей явное (и явленное)
от не-явного, феноменальное от ноуменального, тленное от вечного. Или
рука «оттуда», выглянувшая из тумана будней. Или пинок невидимой ноги,
выбивающей стул из-под ног тянущегося к небу. Парадоксально, но небо ближе
покоящемуся на (и в!) земле, чем суетящемуся на подставках и лестницах. Только
ангелы величаво сходят и восходят по ним. Но для того, чтобы последовать за
ними, нужно их вначале разглядеть, и здесь без зорких глаз Иакова никак.
Распространенное заблуждение наших дней заключается в том, что
символ представляют в виде знака, картинки, образа, - того, что можно увидеть
глазами. А как же другие органы чувств? Им отказано воспринимать символы?
Заблуждение, надо сказать, характерное только для западной культурной модели, в
то время как восточная парадигма, чтобы вытолкнуть человека в пространство
священного, оперирует всеми каналами, открытыми и отрытыми в нем Творцом.
Танец, ароматы, музыка и мантры, созерцание мандал, осязание контрастов пожирающего
плоть огня и смертельного холода змеиного тела, даже сексуальные ощущения,
третируемые Западом исключительно с «наслажденческих» позиций, - все работает
на «иное». Результат, как правило, впечатляющ: вошедший в пространство священного
адепт столь разительно, в том числе и внешне, несхож с мирянином в его
профаническом состоянии, что может испугать обывателя, - ведь по его лицу
прошелся бог, - такое имитанту не изобразить, и симулякром здесь не отделаешься.
Альберт Егазаров
|